Мода — временное явление. То, что было актуально, в какой-то момент становится историей. И стать ее частью не так уж и плохо.
Не секрет, что изначально футболка использовалась
только как нижнее белье. Ее носили солдаты — в целях гигиены и как
дополнительный согревающий элемент одежды. Выйти в ней на улицу было
равнозначно тому, как появиться совсем без одежды, то есть неприлично и
предосудительно. Но все изменилось, когда на экраны вышел фильм «Трамвай
«Желание», в котором сногсшибательный Марлон Брандо появился в футболке и
выглядел так органично, что носить ее как самостоятельный элемент гардероба
сразу стало модной тенденцией. Охи и ахи, конечно, пронеслись, но красота
побеждает предрассудки. Так было всегда.
После случились 1960-е, и футболки стали любимой вещью
молодежи, жаждущей, ищущей, открывающей и хиппующей. Тогда же на футболки стали
наносить первые принты и надписи. Этот элемент одежды, как никакой другой,
подходил для того, чтобы быть транспарантом, демонстрирующим настроение и
общественную позицию.
В 1952 году футболка официально становится площадкой
для политической агитации Дуайта Дэвида Эйзенхауэра. В США у него было прозвище
Айк, которое он и использовал в надписи «I like Ike».
Надписи на футболках приобрели особенную популярность
в Великобритании в 1980-х годах. Именно тогда дизайнер Катарина Хамнетт впервые
использовала крупный шрифт для нанесения надписи на футболку. Одно из своих
творений — футболку «58% DON’T WANT PERSHING» — Хамнетт надела на встречу с
Маргарет Тэтчер в 1984 году, выступая тем самым против использования
баллистических ракет «Першинг».
Время идет, а методы остаются все теми же. После
громких высказываний Трампа о женщинах Мария Грация Кьюри и Dior на модном
показе 2017 выступили c громкими призывами к революции и всеобщему феминизму — с лозунгом We Should All Be Feminists и неологизмом Dio(R)evolution. Футболки,
надо понимать, разлетелись большими тиражами.
В 1990-х годах становятся популярны футболки с
логотипами брендов. Активно пользовались этим приемом такие марки, как Calvin
Klein, FUBU, Ralph Lauren, American Apparel и Gap. А по нашей стране шагала
перестройка, открывая модные границы.
Сегодня при общей ностальгии по прошлому, которая
возродилась не при помощи Рубчинского, большие логотипы на футболках
возвращаются — правда, в гипертрофированной форме.
Самоирония — это очень хорошее качество, поэтому
использовать футболки как носитель логотипа и идеологии стали не только одежные
бренды. И чем больше, ярче, провокационнее — тем лучше.
Однако важно всегда видеть грань между праведным
китчем и безвкусицей. Выбирая подобную вещь или используя ее в коммерческих
целях, нужно не слепо следовать трендам, а скорее брать их на вооружение и
создавать свой собственный образ. В данном случае лучше обратиться к
специалистам (благо на рынке их много), а не заниматься самодеятельностью.
Хорошим примером служит недавний проект «Сильные слова». Футболки с надписями «Пугачева», «Красный», «Курить» разошлись по миру, чтобы каждый нашел для себя экземпляр под настроение и по интересу.